Статьи и обзоры

Что такое студийный микрофон?

Что такое студийный микрофон? Это "наше всё", это мечта каждого начинающего звукорежиссера, это центральный элемент любой звукозаписывающей фабрики. Это устройство (за редким исключением) весьма дорогостоящее, очень "нежное" и глубоко имиджевое — если в списке оборудования вашей студии имеется действительно классный студийный микрофон, это сразу же вызывает у понимающих музыкантов море положительных эмоций. Вокалисты (особенно девушки) обожают фотографироваться поющими в такой микрофон, снимок "я и брендовый студийный микрофон" в портфолио вокалиста — как визитка на бумаге с золотым обрезом.

 

Однако все это эмоции — а что же скрывается за термином "студийный микрофон" в техническом плане? Как понять, что вам нужен действительно студийный микрофон? Как выбрать ту или иную модель? Многие пользователи лишь поверхностно понимают суть проблемы и больше оперируют какими-то условно-религиозными понятиями типа "более профессиональный микрофон", "у него лучше звук", "он делает вокал чище" и так далее. На самом же деле они зачастую не могут четко сформулировать — в чем же заключается разница между микрофоном студийным и микрофоном "не студийным", то есть концертным. Как только мы обсудим этот вопрос, вам сразу же станет намного легче.

 

Студийный микрофон, как и подразумевает его название, предназначен для работы в студии — то есть внутри специально оборудованного звукоизолированного помещения. В этом помещении любые посторонние звуки и шумы беспощадно гасятся, и микрофон можно "заточить" на максимально достоверное и естественное преобразование звуковых волн в электрический сигнал. В них устанавливается большая (иногда можно сказать, даже огромная) и исключительно чувствительная мембрана, которая способна откликнуться буквально на любой тончайший нюанс, любой вздох, любой шорох. Звукорежиссеры высоко ценят способность студийных микрофонов максимально точно и естественно "снимать" звук — обладая должными навыками и опытом, вы можете всего лишь одним-двумя такими микрофонами сделать просто изумительную, "дышащую" живую запись вокального ансамбля, струнного квартета или джазового комбо.

 

С технической точки зрения все вышесказанное означает, что у студийного микрофона должны быть:
а) максимально плоская амплитудно-частотная характеристика;
б) максимально широкая полоса пропускаемых частот;
в) максимально возможная чувствительность;
г) возможность переключения диаграмм направленности (должны присутствовать как минимум кардиоида, восьмерка и круг, в крайнем случае — кардиоида и круг).
При этом подразумевается очень бережная, "щадящая" эксплуатация, а значит, в наш микрофон можно встраивать самое дорогое и хрупкое оборудование, например, электронно-вакуумные лампы. В ламповых предусилителях происходит выделение четных гармоник наиболее благозвучно — именно поэтому музыканты и вокалисты так любят и ценят ламповые студийные микрофоны.

 

На этом месте вы можете подумать, что концертные микрофоны, сравнительно со студийными, совсем никуда не годятся, правда? А вот и нет! Просто концертные микрофоны предназначены для работы в абсолютно других условиях. Прежде всего — это огромное количество посторонних шумов, "захват" звука от мониторов и порталов, ударов по стойке, вибрации пола, перемещения музыкантов и так далее. Поэтому диаграмма направленности концертных микрофонов кардиоидная или даже супер/гиперкардиоидная, частотная характеристика — окрашивающая, а чувствительность — относительно низкая. Концертные микрофоны характеризуются простотой конструкции, обладают завидной прочностью и не боятся высоких/низких температур, им не нужен антивибрационный подвес и так далее.

 

Может ли звукорежиссер использовать в студии концертный микрофон? Конечно же да — для концертного микрофона студийные условия, образно говоря, "тепличные", ему в студии будет работать легче и проще. А если наоборот? Можем ли мы использовать студийный микрофон на концерте? Исключено. Он будет постоянно "выть" и "заводиться" из-за своей чрезмерной чувствительности, высокий уровень звукового давления может повредить ту самую большую мембрану, а неосторожное движение музыканта может привести к падению микрофона — и его выходу из строя. Навсегда. Так что еще раз — концертный микрофон можно использовать в студии звукозаписи. Студийный микрофон вне студии использовать категорически нельзя. И очень многие певцы и музыканты на концертах настолько привыкают к работе со своим любимым микрофоном, что в студиях попросту отказываются использовать какое-либо другое устройство — потому что микрофон в данном случае уже стал частью "фирменного" звука. Особенно это касается исполнителей в стилях рок и блюз!

 

Итак, в каких ситуациях рекомендуется приобрести качественный студийный микрофон в обязательном порядке?

 

1) Если у вас есть оборудованное студийное помещение

2) Если у вас под рукой есть опытный звукорежиссер или вы сами являетесь таковым

3) Если вы планируете записывать акустические музыкальные инструменты (гитару, флейту, скрипку, арфу, гобой, ударные и т. д.), в том числе в составе группы

4) Если вы работаете с вокалистами высокого уровня — прежде всего академического образования, джазовыми исполнителями; если работаете с музыкой в стилях ethnic, fusion и т.д.

5) Если вы планируете записывать разного рода шумы и спецэффекты

6) Если вы планируете заниматься озвучиванием фильмов и видеороликов

В каких ситуациях приобретать студийный микрофон высокого класса не стоит? Или, как вариант, остановиться на покупке бюджетного студийного микрофона?

 

1) Если вы записываетесь в неприспособленных помещениях

2) Если у вас нет никакого опыта в работе с микрофонами

3) Если вы записываете неопытных и слабо подготовленных вокалистов

4) Если вы записываете исполнителей в стилях поп или рок

5) Если вы записываете детей

 

Само собой, данные правила — не абсолют. Тем не менее, прежде чем принять решение о покупке дорогого и хрупкого (зато такого престижного!) студийного микрофона, взвесьте все "за" и "против". Нет ничего глупее, чем потратить большие деньги на приобретение ленточного студийного микрофона, а затем вырезать из записанного трека половину частот эквалайзером, да еще и повесить туда эффект мегафона/радио. Нет ничего обиднее, чем разориться на студийный микрофон, сделать с группой несколько пробных дублей и понять, что ваш вокалист (по разным причинам) звучал в дешевенький намного лучше, чем в дорогущий Neumann... Вы все еще не раздумали покупать студийный микрофон? Вы уверены? Тогда идем дальше!

 

На современном рынке студийных микрофонов представлено много различных производителей. В топе находятся такие легендарные фирмы, как Neumann, Rode или Schoeps; такой микрофон в вокальной комнате — предмет зависти коллег и восхищения музыкантов, однако цена вопроса тоже будет соответствующей. Проверенная временем относительно недорогая "классика" — это продукция компаний Shure, AKG, Audio Technica, Sennheiser, Beyerdynamic. Менее известны среди потребителей латвийско-американские микрофоны Blue и отечественные "Октава" — однако они ни в коем случае не хуже более известных брендов, а часто даже и лучше при той же самой (или даже более низкой!) цене. Самый бюджетный сегмент занимают такие фирмы, как Behringer, Samson, Nady и другие менее известные производители. Дешевый студийный микрофон — не такой уж и нонсенс, как это может показаться с первого взгляда, иногда попадаются весьма приличные модели (например, Behringer B-1), хотя, конечно же, они уступают своим более дорогим собратьям, прежде всего это касается уровня фонового шума, долговечности и надежности.

Определившись с бюджетом и личными предпочтениями, можете приступать к выбору собственно самого микрофона. Дело это исключительно тонкое и индивидуальное, ориентироваться на отпечатанные на бумаге технические характеристики лучше не стоит. Если вас заинтересовала какая-то модель, сделайте все возможное и невозможное, чтобы познакомиться с ее звучанием лично, понять, нравится вам этот микрофон в работе или нет. Опыт знакомых музыкантов, визиты в другие студии звукозаписи, видеоролики на Youtube, демонстрационные записи с сайтов производителей — годится все; единственное, чего категорически делать не стоит — это покупать микрофон "вслепую", не познакомившись предварительно с его звуком. Ориентируйтесь на субъективные ощущения, на "драйв", на "кайф" — главное, чтобы звук микрофона нравился вам и клиентам вашей студии. Цена, бренд, технические характеристики — все это вторично. Единственный критерий правильности сделанного выбора — это когда музыкант говорит "Ба! Да в этот микрофон я звучу лучше, чем в любой другой!".

 

Последний штрих. Рано или поздно любой звукорежиссер приходит к пониманию того факта, что идеального микрофона на свете попросту не существует. Именно поэтому владельцы студий не бегают по магазинам в поисках "одного микрофона, чтобы правил всеми", а долго и скрупулезно формируют студийный микрофонный парк, в котором будут представлены разные модели — и студийные, и концертные, и всякие прочие. Чем разнообразнее микрофонный парк студии, тем больше у звукорежиссера возможностей добиться оптимального звучания при реализации того или иного музыкального проекта, тем более востребованной становится студия. Вкратце этот принцип можно сформулировать так: приобрести два разных микрофона по $500 в 99% случаев лучше, чем один за $1000. Если вы заинтересовались такой темой, как студийные микрофоны, если вы чувствуете потребность в приобретении подобного оборудования, если вы нашли себе спонсора с толстым кошельком или получили небольшое наследство от дядюшки в Швейцарии, лучше сразу начинать мыслить категориями микрофонного парка. Не мучайте себя вопросами типа "Shure или AKG?". Всегда есть музыканты, которые лучше звучат в Shure, но точно так же есть музыканты, которым больше подходят микрофоны компании AKG. Именно поэтому в студии (в идеале, само собой) следует иметь и то, и другое.

Трансляционное оборудование от и до

Еще не так давно многие пользователи не всегда могли провести четкую грань между концертной звуковой аппаратурой и аудиооборудованием для систем массового оповещения. То и дело встречались ситуации, когда одни и те же микрофоны применялись сначала для выступлений сотрудников на совещании по итогам года, а затем — на торжественном банкете; или, скажем, один и тот же комплект оборудования в ресторане использовался как для объявлений и воспроизведения фоновой музыки днем, так и для живых выступлений музыкантов по вечерам. При этом возникало множество проблем — как технического, так и финансового характера. "Непрофильная" эксплуатация оборудования приводила к его быстрому износу, а характеристики не всегда оптимизированные под конкретное приложение, не позволяли добиваться максимально качественного результата.

 

Современные звуковые системы массового оповещения предназначены для передачи текстовых сообщений, а также воспроизведения фоновой музыки. Так где же проходит та грань, которая отличает это оборудование от стандартных концертных систем усиления звука? Прежде всего, следует указать на то, что системы оповещения должны "уметь" распределять звук на большое количество "точек" для получения одновременно относительно негромкого, комфортного и разборчивого сигнала по всей зоне озвучивания. Если в достаточно габаритном помещении просто установить пару стандартных колонок, мы неизбежно столкнемся с ситуацией, когда в одном месте уровень громкости будет слишком высокий, а в другом, напротив, слишком низкий. Следующая особенность — задача передачи звукового сигнала на большие расстояния без потерь и помех. Для этого в конструкции трансляционного оборудования предусмотрено повышение напряжения сигнала до 100 вольт с помощью встроенных трансформаторов. Наконец, трансляционное звуковое оборудование изначально рассчитывается на гораздо более продолжительную и жесткую эксплуатацию, часто в условиях неблагоприятного воздействия окружающей среды — при высокой влажности, температуре, задымлении и т.д. Обычные акустические системы в таких условиях быстро изнашиваются и выходят из строя.

 

Таким образом, трансляционная акустика — это часто акустика всепогодная, то есть соответствующая классу защиты IP65 или более высокому. Она не боится пыли и влаги, ее смело можно использовать на улице во время дождя, снега и тумана. Такое оборудование обычно монтируется на пляжах, в прибрежных увеселительных заведениях, на спасательных станциях, стоянках для лодок, яхтах, и т. д. Современные всепогодные акустические системы различаются по мощности и размеру. Богатый выбор вариантов цветовой отделки и формы корпуса позволяет легко подобрать комплект оборудования, органично вписывающийся в общий дизайн здания или сооружения.

 

По своим характеристикам к всепогодной акустике близка акустика ландшафтная. Подобные акустические системы чаще всего можно встретить в садах, парках, зеленых зонах, атриумах больших гостиниц и ресторанов. Чтобы не нарушать архитектурный замысел и не привлекать к себе излишнего внимания, ландшафтные акустические системы искусно "маскируются" под камни, гранитные валуны, пни деревьев и т. д. Степень защиты таких систем, хотя и
достаточно высока (IP44, IP55 или выше), уступает всепогодной акустике, однако существенно превосходит степень защиты обычного звукового оборудования. Как ландшафтная, так и всепогодная акустика обладают весьма высоким качеством звучания, достаточным для фонового воспроизведения не только эстрадной, но и классической музыки/джаза.

 

Рупорная акустика часто характеризуется очень высокой степенью пыле- и влагозащиты (иногда IP66 и выше) и стоит относительно недорого; однако она максимально ориентирована прежде всего на четкую и разборчивую трансляцию
речевых сообщений. В плане воспроизведения фоновой музыки возможности рупорной акустики весьма ограничены. Такие акустические системы находят широкое применение в аэропортах, заводских цехах, гипермаркетах, а также на строительных площадках, вокзалах, лодочных станциях, стадионах и автостоянках. Ближайшие родственники рупорной акустики — неприхотливые и относительно легкие ручные мегафоны с питанием от батарей или аккумуляторов. Эти аудиоприборы неизменные спутники практически любых массовых мероприятий — развлекательных, политических, спортивных и учебных.

 

Акустические системы типа "колонна" также предназначены прежде всего для работы на открытом воздухе. Обычно их конструкция отвечает степени пыле-/влагозащищенности IP55 — IP66. Их характерная особенность — это направленность излучения, наличие достаточно "дальнобойного" звукового лепестка, способного "накрыть" большую по площади аудиторию на расстоянии в несколько десятков метров. Узкий звуковой лепесток акустических колонн обладает и еще одним преимуществом — он характеризуется меньшим уровнем отражений от поверхностей стен и потолков (или, при работе на открытом воздухе, от стен домов), а потому максимально подходит для озвучивания обширных открытых пространств и больших гулких помещений с высокими потолками. Акустические системы обычной конструкции в этом случае не в состоянии гарантировать разборчивое звучание. Кроме того, акустические колонны незаменимы для оснащения так называемых "звуковых автобусов", которые используются для озвучивания политических, спортивных и развлекательных массовых мероприятий, проводящихся на открытом воздухе.

 

Однако вернемся с улицы в помещение. Как уже упоминалось выше, трансляционные акустические системы работают с так называемым "стовольтным" звуковым сигналом. Повышенное напряжения в цепи позволяет без помех передавать звуковой сигнал на большие расстояния, на многие сотни метров. За усиление исходного звукового сигнала от компьютера, микрофона или CD-проигрывателя и его преобразование в формат 100-вольтной линии обычно отвечает трансляционный усилитель. Современные трансляционные усилители часто оборудуются встроенными микшерами для подключения нескольких источников звука — например, микрофона, ноутбука, проигрывателя компакт-дисков и генератора аварийных сигналов оповещения (например, сирены). Если же в конструкции усилителя предусмотрено сразу несколько выходных каналов (зон) с возможностью одновременной трансляции сигнала с разных входов, мы получаем прибор, который называется зонным усилителем. Зонный усилитель — просто необходимый элемент системы для озвучивания крупных складов, гипермаркетов, производственных цехов, бизнес-центров и других помещений, где часто требуется, например, сделать объявление по микрофону, ограничив его каким-нибудь отдельным помещением, не прекращая при этом трансляцию фоновой музыки или радиопередачи в остальных зонах. Зонный усилитель, оборудованный встроенными CD-проигрывателем и радиоприемником, часто называется радиоузлом.

 

С выходов трансляционного усилителя звуковой сигнал по проводам передается на внутренние и внешние акустические системы. Трансляционные акустические системы содержат понижающий трансформатор, который преобразует стовольтный сигнал в обычный сигнал линейного уровня. Дизайн подобных систем может быть самым разным. Например, потолочные системы монтируются непосредственно в панели подвесного потолка, а потому характеризуются максимально возможной "незаметностью" и не требуют засверливания стен и проведения других трудоемких операций. Однако есть и недостаток — по вполне понятным причинам в потолочной акустике не могут использоваться большие и тяжелые динамики. Настенная акустика более традиционна по конструкции и обычно крепится на дюбели с помощью монтажных скоб. Минусы, обусловленные более трудоемким монтажем и визуальным "присутствием" колонок в интерьере, с лихвой компенсируются повышенной мощностью акустических систем этого типа.

 

Для индивидуального управления громкостью отдельных акустических модулей, входящих в систему трансляционного озвучивания, предназначены специальные аттенюаторы с ручным или дистанционным управлением. Такой аттенюатор позволит, например, легко и быстро заглушить фоновую музыку в помещении, выбранном для проведения совещания — достаточно просто повернуть ручку или нажать на кнопку. Если же аттенюатор оборудован дистанционным управлением, у оператора центрального радиоузла остается возможность удаленной "активации" отключенной вручную акустической системы для передачи важного сообщения или сигнала аварийного оповещения.

 

Отдельный сегмент трансляционного аудиооборудования — это конференц-системы. Удобные и практичные микрофоны на стойках типа "гусиная шея" в составе современных конференц-систем часто объединяются в сети с возможностью дистанционного управления от председательского пульта, а автоматические микшеры позволяют обеспечить максимальное качество звучания без необходимости привлечения "живого" звукооператора. Отдельно следует выделить современные трибуны со встроенными акустическими системами — это, без преувеличения, самое удобное и практичное решение для проведения лекций, конференций и презентаций среднего и малого форматов. Благодаря наличию встроенного аккумулятора, такую трибуну можно установить именно там, где это необходимо; к системе можно подключить как микрофон, так и светодиодную лампу — таким образом, для полнофункциональной работы не потребуется устанавливать какое бы то ни было дополнительное оборудование.

 

Одной из ключевых тенденций развития современного общества является максимальная специализация оборудования и его оптимизация под решение конкретных производственных или творческих задач. Именно благодаря этой тенденции возникли современные системы массового оповещения — отдельная, высоко развитая и высоко технологичная отрасль производства аудиооборудования. Функциональные возможности комплекта такого оборудования зависят от решаемых задач — например, рекламной, рекреационной, информационной и т.д. Главное — четко понимать специфику применения этого оборудования и не поддаваться соблазну "приобрести что-нибудь одно универсальное на все случаи жизни". Иначе деньги, скорее всего, будут потрачены впустую.

О радиомикрофонах

В мире современного шоу-бизнеса уже ни у кого не возникает вопроса, нужен ли радиомикрофон. Радиомикрофоны признают все — певцы, актеры, лекторы, журналисты и даже PR-менеджеры. Когда-то давно радиомикрофоны воспринимались пользователями, а особенно профессиональными музыкантами, с осторожностью — дескать, они и шумные, и ненадежные, и капризные, плюс еще и недостаточно стильные, ни один уважающий себя исполнитель в стиле рок в радиомикрофон петь не будет. Сейчас уже вряд ли от кого можно услышать что-то подобное. Современные радиомикрофоны, особенно топовые модели, характеризуются безупречным звуком — в этом плане они ни в чем не уступают своим проводным собратьям. Более того, многие компании выпускают беспроводные версии своих лучших микрофонов — и, скажем, если ваш вокалист (или звукорежиссер) привык работать с AKG Perception или, скажем, Shure Beta 58, а вы решили перейти на радиомикрофон, с этим не будет абсолютно никаких проблем. Некоторые компании решили пойти еще дальше и позволяют устанавливать на передатчик (т. е. "рукоять микрофона") сменные капсюли. Хотите превратить свой радио Beta 58 в SM86? Не проблема — снимаем один капсюль, устанавливаем другой — и вуаля. Ну а про исполнение в стиле рок — это и вовсе глупости, лично Мик Джаггер из Rolling Stones поменял свой проводной микрофон на радио.

 

Однако все вышесказанное не означает, что беспроводные микрофоны не имеют никаких особенностей в эксплуатации — еще как имеют и, если не обратить внимания на эти, казалось бы, "мелочи", вас может постичь жестокое разочарование. Итак, первое, на что следует обратить внимание — любой радиомикрофон представляет собой комплект из двух приборов, а именно, приемника (ресивера) и передатчика (собственно радиомикрофона). И, подобно абсолютно любой радиостанции, приемник и передатчик для нормальной работы должны быть синхронизированы, то есть настроены на одну и ту же частоту. Радиосистемы, работающие на одной фиксированной частоте — самые простые по конструкции, самые доступные по цене и, что важно, вообще не требующие никакой настройки. Однако такие модели предназначены только для работы "соло". Если вы купите подобную систему — имейте в виду, что при работе в "чужом" концертном зале, на конференции, в бизнес-центре и так далее вы можете случайно "попасть" на частоту другого радиомикрофона (например, той же самой модели). И тогда ваш приемник начнет "ловить" не только ваш сигнал, но и сигнал с чужого передатчика. В итоге выступление может быть безнадежно провалено. Решение проблемы — многоканальные радиосистемы, в которых предусмотрено сразу несколько каналов связи между передатчиком и приемником. Если какой-то канал оказывается "занят", вы можете перейти на другой и спокойно работать. Однако при этом конструкция усложняется, и такой радиомикрофон будет стоить дороже, плюс вам придется научиться его настраивать.

 

Второй важный момент — это концепция разнесенного приема, когда в приемнике устанавливается несколько антенн, как правило две. Некоторые полагают, что двухантенный приемник служит для поддержки работы двух радиомикрофонов, но это не так. Можно приобрести систему, состоящую и из одного радиомикрофона с двухантенным приемником. Существует несколько методов диверсификации. Самая надежная, пожалуй — это частотная, когда при выпадениях на одной частоте приемник мгновенно переключается на вторую. В любом случае радиосистемы с разнесенным приемом работают гораздо стабильнее и надежнее своих одноантенных визави, они обладают большим радиусом действия и меньше боятся различного рода "мертвых зон". Да, система с разнесением будет стоить дороже (иногда существенно), однако бывают ситуации, в которых только диверсивная система может обеспечить стабильную работу с радиомикрофоном.

 

Наконец, приобретая радиомикрофонную систему, определитесь — какой именно вид передатчика вам требуется. Наиболее популярен классический ручной передатчик — именно его представляет себе большинство людей, когда слышит слово "радиомикрофон". Ручные передатчики удобны тем, что не требуют дополнительных проводов для подачи питания и передачи радиосигнала, такой передатчик — "сам себе антенна". Однако есть и недостатки — необходимость постоянно держать передатчик в руках, плюс достаточно "громоздкий" дизайн, что не всегда удобно, скажем, для проведения интервью, пения под аккомпанирование самому себе на музыкальном инструменте или же для театральной работы. В этом случае стоит обратить внимание на головные гарнитуры (подходят и для вокала, и для речевых приложений) или на петличные передатчики ("пуговки", только для речи). Они полностью высвобождают руки, очень легкие и достаточно удобные. Тем не менее, любому радиомикрофону нужна антенна, как ни крути. Поэтому все гарнитуры или "пуговки" коммутируются проводом с поясным передатчиком. Существуют и радиосистемы, в которых микрофона как такового нет и имеется только поясной передатчик, а в качестве источника сигнала выступает музыкальный инструмент (электрогитара, синтезатор) или другое оборудование (например, ноутбук при проведения презентаций).

 

Современный рынок микрофонных радиосистем предлагает десятки разных производителей, среди которых упомянутая выше компания Shure, а равно и Sennheiser, Audio Technica, Beyerdynamic, сотни разных моделей в самых разных ценовых диапазонах. Однако не стоит впадать в панику, глядя на все это изобилие. Просто ответьте на три вопроса:

 

1) Какой нужен передатчик (классический ручной, гарнитура, петличка и т. д.);

2) Сколько нужно каналов (чем больше, тем лучше — но тем и дороже!);

3) Нужна ли система с диверсификацией антенн (снова, стоит дороже, но настоятельно рекомендуется).

 

Все остальное — исключительно дело вкуса, ограниченного предоставленным бюджетом. Если ваш вокалист привык работать, скажем, с микрофоном Shure SM58, настоятельно рекомендуется выбрать радиосистему именно с таким передатчиком. Вы, конечно, можете на свой страх и риск предложить другой вариант, однако стоит ли рисковать? Творческие люди — они, знаете ли... такие творческие!

Все про USB микрофоны

Микрофоны со встроенным интерфейсом USB — это относительно новый, но очень интересный и динамично развивающийся сегмент звукового оборудования. Встроенный USB-интерфейс означает, что перед нами микрофон с уже встроенным аналого-цифровым преобразователем, то есть внутри вашего микрофона уже имеется звуковая карта, причем часто весьма высокого уровня, с возможностями, намного превосходящими возможности встроенной звуковой карты ноутбука, планшета или даже стационарного компьютера. Таким образом, с помощью подобного микрофона вы можете в мгновение ока (достаточно просто подключить провод!) превратить свой компьютер в мощное и качественное устройство цифровой записи, способное записывать вокал, речь и акустические музыкальные инструменты на уровне вполне профессионального студийного оборудования. Кроме звукозаписи подобные микрофоны можно использовать для высококачественного интернет-вещания (подкастинга), для записи интервью и презентаций, для озвучивания видео, а также для общения через Skype или другие программы голосовой телефонии. Что касается компьютерных игр, для них такие микрофоны не очень хорошо подходят — они достаточно тяжелые и, подобно студийным микрофонам, плохо переносят удары и тряску. Так что любителям поиграть советуем присмотреть себе что-то более "легкое", оптимальный вариант — головная гарнитура.

 

Однако вернемся к USB-микрофонам. Большинство USB-микрофонов известных производителей с мировым именем, таких как MXLSamson, Rode, Shure, Blue MIC, Nady или Audio technica, являются стопроцентными копиями своих традиционных проводных собратьев — и это открывает перед пользователями потрясающие возможности. При "классическом" варианте подключения вам потребовалось бы купить отдельно микрофон, отдельно микрофонный предусилитель и отдельно звуковую карту для своего ноутбука — в случае же с USB-микрофоном достаточно приобрести только микрофон. И все! Как правило, даже устанавливать в компьютер специальный драйвер не потребуется — USB-микрофон без проблем распознается операционной системой как обыкновенное USB-аудиоустройство. При этом в конструкции микрофонов подобного типа зачастую используются конденсаторные капсюли с большой мембраной, позволяющие получать записи достаточно высокого качества.

 

Отдельного упоминания заслуживают имеющиеся практически у всех USB-микрофонов переключатели диаграммы направленности, позволяющие легко и оперативно адаптировать характеристики микрофона к конкретным условиям работы. При этом достигается просто потрясающая универсальность — допустим, для записи вокала вы можете использовать микрофон в кардиоидном режиме с характерной приподнятой серединой, а для записи звука акустических инструментов перевести его в круговой режим или в режим "восьмерки" с полностью нейтральной АЧХ. Что это означает? А то, что отпадает необходимость покупать отдельно инструментальный и отдельно вокальные микрофоны! Еще раз, вместо комплекта оборудования из пары (или даже тройки) микрофонов, микрофонного предусилителя (с фантомным питанием +48 В!) и звуковой карты нам достаточно приобрести всего лишь один-единственный USB микрофон — и вот уже самый скромный и бюджетный ноутбук превращается во вполне серьезную по своим возможностям цифровую звукозаписывающую станцию. Многие профессиональные музыканты и звукорежиссеры поначалу относились к таким микрофонам с большим недоверием, дескать, "так не бывает". Однако в том-то и заключается вся прелесть современных технологий — невозможное вчера сегодня воплощается в самую настоящую реальность.

 

Студийные мониторы

Студийные мониторы, они же "мониторная акустика" — оборудование, которое можно смело назвать стопроцентно незаменимым. Вместо рабочей станции можно использовать MIDI-клавиатуру и MIDI-модуль, вместо MIDI-модуля — компьютер, а вместо компьютера — многоканальный рекордер. Если работать с чисто электронной музыкой, можно обойтись без микрофонов, а если вы планируете записывать только акустический звук, не составит труда отказаться от синтезаторов. Однако ни одна студия звукозаписи не может работать без контрольной акустики, то есть без студийных мониторов. Новички часто считают, что мониторные акустические системы можно заменить наушниками — это грубейшая ошибка; никакие, даже самые качественные наушники не в состоянии полностью заменить настоящие "большие" акустические системы.

 

Визуально многие студийные мониторы практически ничем не отличаются от обыкновенной мультимедийной или бытовой акустики Hi-Fi— разве что отсутствием декоративных сеток, защищающих диффузоры от пыли (впрочем, и здесь встречаются исключения). Главное отличие — в звуке. Если бытовые акустические системы должны воспроизводить музыку так, чтобы это вызывало у слушателя "пароксизм довольства", то мониторы должны звучать так, чтобы звукорежиссеру были слышны все недочеты записи. Образно говоря, если акустика Hi-Fi — это отфотошопленная фотография с обложки журнала, то мониторная акустика — рентгеновский снимок из поликлиники.

 

Справедливости ради следует отметить, что иногда на рынке встречаются бытовые акустические системы, по своим характеристикам прекрасно подходящие для мониторинга. Например, ставшие настоящей студийной легендой знаменитые Yamaha NS-10 — это изначально самые обычные колонки класса Hi-Fi. Меломанам они категорически не понравились, а вот звукорежиссеры сразу же буквально влюбились в эти акустические системы. Имеет место быть и обратная ситуация — то есть акустические системы, которые продаются как "студийные мониторы", однако на самом деле (по звучанию, не по паспортным характеристикам!) являются качественной акустикой Hi-Fi. Именно поэтому иногда в составе аудиофильского комплекта оборудования можно увидеть "мониторные" активные колонки Alesis или Tannoy, а в студии звукозаписи — "аудиофильские" B&W, KEF или Cerwin-Vega.

 

Следует обратить внимание и еще на одну важную особенность — студийные мониторы (как и следует из их названия) рассчитаны на работу в студии, то есть в акустически изолированном помещении, в котором сведены к минимуму внутренние отражения (реверберация). Допустим, вы сравниваете две различные пары мониторов по амплитудно-частотной характеристике; у первой пары паспортный разброс - +/- 3 децибела, у второй - +/- 1 децибел. Но подобное сравнение будет иметь смысл только в том случае, если у вас есть студийное помещение. Исследования показывают, что в обычных комнатах небольшого размера (которые часто приспосабливают под малобюджетные студии) искажения, вносимые внутренними отражениями, могут достигать +/- 12 децибел, то есть в три-четыре раза превышают любые паспортные неравномерности АЧХ.

 

Подбирая мониторную акустику, прежде всего решите для себя —вам нужны активные или пассивные мониторы. Пассивные мониторы требуют подключения внешнего усилителя, активные оборудованы встроенными усилителями, поэтому при прочих равных параметрах активные акустические системы всегда весят больше и стоят дороже. Главный плюс активной акустики — удобство коммутации и оптимальное заводское согласование характеристик динамиков/встроенных усилителей. К пассивным акустическим системам придется самостоятельно подбирать усилитель, и далеко не всякое сочетание "усилитель + акустическая система" будет характеризоваться качественным звучанием. Тем не менее многие звукорежиссеры до сих пор предпочитают работать с пассивной акустикой, поскольку индивидуальный подбор усилителя часто позволяет "раскрыть" возможности колонок более полно в сравнении со встроенными усилителями активных акустических систем.

 

Коммутация студийных мониторов обычно не вызывает особых сложностей. Пассивные мониторы подключаются к усилителю (или, в случае biamp-мониторов, к двум усилителям), активные мониторы коммутируются напрямую с микшерным пультом, для этого у них предусмотрены линейные входы, часто продублированные на разъемах разного типа, например, XLR/"тюльпан"/джек. Отдельные модели могут оборудоваться дополнительными интерфейсными разъемами, например, AUX-входом, выходом на наушники или USB-портом для связи с компьютером. В последнем случае в активный монитор также встраивается АЦ-/ЦА-преобразователь, что крайне удобно для работы с малогабаритными компьютерами в мини-студиях. Мониторы подключаются к ноутбуку непосредственно по USB, что гарантирует полную помехозащищенность подключения (поскольку сигнал передается уже "по цифре", ему не страшны обычные помехи). Самые маленькие модели мониторов могут даже получать питание по шине USB. Однако мощность последней слишком низкая, чтобы обеспечить нормальную работу аудиосистемы. Так что лучше все же подключать мониторы непосредственно к электрической сети.

 

Очень важный вопрос — это размеры контрольной акустики. Физика — наука очень строгая, и, в частности, она говорит нам о том, что именно с размерами связан такой параметр, как нижняя граница полосы воспроизводимых частот. Маленькие мониторчики с динамиками в 4 дюйма — очень удобная штука, прекрасно помещается на любом столе и легко транспортируется. Однако ожидать от таких колонок достоверного воспроизведения низких частот не стоит. Часто производители идут на разного рода конструкционные ухищрения, однако никакие фазоинверторы и эквалайзеры не смогут полноценно компенсировать нехватку "низов". Поэтому, если позволяют размеры контрольной комнаты и бюджет, старайтесь подбирать модель покрупнее. Логика простая: чем больше размер колонки, тем проще (и дешевле!) производителю добиться от нее действительно качественного звука (и наоборот).

 

Выбор конкретной модели мониторов для студии — процесс исключительно индивидуальный. Он зависит и от вкуса звукорежиссера, и от его опыта, и от его музыкальных предпочтений. На практике невозможно встретить две одинаково звучащие пары мониторов. Если бюджет достаточно "тугой", обратите внимание на такие бренды, как M-Audio, Behringer, Samson. Более дорогостоящей является продукция фирм Yamaha, KRK, ADAM, Genelec, Tannoy, однако эти производители в настоящее время также активно осваивают малобюджетный сегмент рынка и у них тоже можно встретить вполне доступные по цене модели. Никогда не покупайте мониторы "вслепую", обязательно послушайте их звучание, желательно на собственных записях, а еще лучше — на собственных многотрековых проектах. При прослушивании не заостряйте внимание на общей "музыкальности" звучания; сосредоточьтесь на том, насколько хорошо выделяются треки в общем миксе, насколько высока разборчивость и детальность звучания. Хорошо (но только в этом случае!), если в вашей записи будут присутствовать небольшие огрехи — не очень качественная склейка клипов, посторонние шумы, фон, мелкие ошибки музыкантов и т.д. Если мониторы не скрывают, не "замазывают" этих недостатков, если их слышно сразу же — данную модель можно рассматривать в качестве кандидата для приобретения.

 

Купив мониторы, не торопитесь восторгаться или, наоборот, разочаровываться. Каждая пара колонок должна пройти так называемый "прогрев" — новые акустические системы всегда обычно звучат более "туго" и "напряженно", поскольку диффузоры динамиков еще не разработаны. Некоторые производители даже рекомендуют после покупки обязательно "погонять" мониторы на средней громкости около 100 часов. Кроме того, требуется еще и "притирка", то есть адаптация слуха звукорежиссера к новой акустике, это тоже нормальный и естественный процесс, причем достаточно продолжительный. Часто встречается ситуация, когда неопытный звукорежиссер, только что поменявший акустику у себя в студии, начинает впадать в панику и расстраиваться — дескать, "раньше было лучше" и "зачем только я потратил столько денег". Никогда не торопитесь с выводами. Для того чтобы купленные мониторы "раскрылись" и действительно показали себя, может потребоваться два-три месяца работы (иногда — больше).

 

Отдельный момент — это так называемый "эффект просвета". Я уже говорил о том, что хорошие мониторы — это своего рода "рентген", жесточайшим образом "вытягивающий" наружу недостатки ваших записей. Так вот, с не меньшей жестокостью он будет выпячивать недостатки остального вашего оборудования! Если в новых мониторах ваш синтезатор вдруг "зашипел" — это не вина мониторов, это некачественная сборка аналогового тракта вашего синтезатора. Если недорогой микрофон, который раньше звучал "нормально", вдруг ни с того ни с сего начал звучать глухо — не торопитесь нести мониторы обратно в магазин, лучше возьмите на пару дней в аренду микрофон из ценовой категории повыше и сравните звучание.

 

Современные студийные мониторы — это высокоточное и сложное оборудование, к нему придется адаптироваться, с ним придется учиться работать, и чем дороже будет модель, тем больше будет сложных моментов на начальном этапе. Это нормально, к этому надо быть всегда готовым. В любом случае получить в своей студии качественный звук без качественных мониторов не получится никогда и ни при каких условиях.