Что такое студийный микрофон?

Что такое студийный микрофон? Это "наше всё", это мечта каждого начинающего звукорежиссера, это центральный элемент любой звукозаписывающей фабрики. Это устройство (за редким исключением) весьма дорогостоящее, очень "нежное" и глубоко имиджевое — если в списке оборудования вашей студии имеется действительно классный студийный микрофон, это сразу же вызывает у понимающих музыкантов море положительных эмоций. Вокалисты (особенно девушки) обожают фотографироваться поющими в такой микрофон, снимок "я и брендовый студийный микрофон" в портфолио вокалиста — как визитка на бумаге с золотым обрезом.

 

Однако все это эмоции — а что же скрывается за термином "студийный микрофон" в техническом плане? Как понять, что вам нужен действительно студийный микрофон? Как выбрать ту или иную модель? Многие пользователи лишь поверхностно понимают суть проблемы и больше оперируют какими-то условно-религиозными понятиями типа "более профессиональный микрофон", "у него лучше звук", "он делает вокал чище" и так далее. На самом же деле они зачастую не могут четко сформулировать — в чем же заключается разница между микрофоном студийным и микрофоном "не студийным", то есть концертным. Как только мы обсудим этот вопрос, вам сразу же станет намного легче.

 

Студийный микрофон, как и подразумевает его название, предназначен для работы в студии — то есть внутри специально оборудованного звукоизолированного помещения. В этом помещении любые посторонние звуки и шумы беспощадно гасятся, и микрофон можно "заточить" на максимально достоверное и естественное преобразование звуковых волн в электрический сигнал. В них устанавливается большая (иногда можно сказать, даже огромная) и исключительно чувствительная мембрана, которая способна откликнуться буквально на любой тончайший нюанс, любой вздох, любой шорох. Звукорежиссеры высоко ценят способность студийных микрофонов максимально точно и естественно "снимать" звук — обладая должными навыками и опытом, вы можете всего лишь одним-двумя такими микрофонами сделать просто изумительную, "дышащую" живую запись вокального ансамбля, струнного квартета или джазового комбо.

 

С технической точки зрения все вышесказанное означает, что у студийного микрофона должны быть:
а) максимально плоская амплитудно-частотная характеристика;
б) максимально широкая полоса пропускаемых частот;
в) максимально возможная чувствительность;
г) возможность переключения диаграмм направленности (должны присутствовать как минимум кардиоида, восьмерка и круг, в крайнем случае — кардиоида и круг).
При этом подразумевается очень бережная, "щадящая" эксплуатация, а значит, в наш микрофон можно встраивать самое дорогое и хрупкое оборудование, например, электронно-вакуумные лампы. В ламповых предусилителях происходит выделение четных гармоник наиболее благозвучно — именно поэтому музыканты и вокалисты так любят и ценят ламповые студийные микрофоны.

 

На этом месте вы можете подумать, что концертные микрофоны, сравнительно со студийными, совсем никуда не годятся, правда? А вот и нет! Просто концертные микрофоны предназначены для работы в абсолютно других условиях. Прежде всего — это огромное количество посторонних шумов, "захват" звука от мониторов и порталов, ударов по стойке, вибрации пола, перемещения музыкантов и так далее. Поэтому диаграмма направленности концертных микрофонов кардиоидная или даже супер/гиперкардиоидная, частотная характеристика — окрашивающая, а чувствительность — относительно низкая. Концертные микрофоны характеризуются простотой конструкции, обладают завидной прочностью и не боятся высоких/низких температур, им не нужен антивибрационный подвес и так далее.

 

Может ли звукорежиссер использовать в студии концертный микрофон? Конечно же да — для концертного микрофона студийные условия, образно говоря, "тепличные", ему в студии будет работать легче и проще. А если наоборот? Можем ли мы использовать студийный микрофон на концерте? Исключено. Он будет постоянно "выть" и "заводиться" из-за своей чрезмерной чувствительности, высокий уровень звукового давления может повредить ту самую большую мембрану, а неосторожное движение музыканта может привести к падению микрофона — и его выходу из строя. Навсегда. Так что еще раз — концертный микрофон можно использовать в студии звукозаписи. Студийный микрофон вне студии использовать категорически нельзя. И очень многие певцы и музыканты на концертах настолько привыкают к работе со своим любимым микрофоном, что в студиях попросту отказываются использовать какое-либо другое устройство — потому что микрофон в данном случае уже стал частью "фирменного" звука. Особенно это касается исполнителей в стилях рок и блюз!

 

Итак, в каких ситуациях рекомендуется приобрести качественный студийный микрофон в обязательном порядке?

 

1) Если у вас есть оборудованное студийное помещение

2) Если у вас под рукой есть опытный звукорежиссер или вы сами являетесь таковым

3) Если вы планируете записывать акустические музыкальные инструменты (гитару, флейту, скрипку, арфу, гобой, ударные и т. д.), в том числе в составе группы

4) Если вы работаете с вокалистами высокого уровня — прежде всего академического образования, джазовыми исполнителями; если работаете с музыкой в стилях ethnic, fusion и т.д.

5) Если вы планируете записывать разного рода шумы и спецэффекты

6) Если вы планируете заниматься озвучиванием фильмов и видеороликов

В каких ситуациях приобретать студийный микрофон высокого класса не стоит? Или, как вариант, остановиться на покупке бюджетного студийного микрофона?

 

1) Если вы записываетесь в неприспособленных помещениях

2) Если у вас нет никакого опыта в работе с микрофонами

3) Если вы записываете неопытных и слабо подготовленных вокалистов

4) Если вы записываете исполнителей в стилях поп или рок

5) Если вы записываете детей

 

Само собой, данные правила — не абсолют. Тем не менее, прежде чем принять решение о покупке дорогого и хрупкого (зато такого престижного!) студийного микрофона, взвесьте все "за" и "против". Нет ничего глупее, чем потратить большие деньги на приобретение ленточного студийного микрофона, а затем вырезать из записанного трека половину частот эквалайзером, да еще и повесить туда эффект мегафона/радио. Нет ничего обиднее, чем разориться на студийный микрофон, сделать с группой несколько пробных дублей и понять, что ваш вокалист (по разным причинам) звучал в дешевенький намного лучше, чем в дорогущий Neumann... Вы все еще не раздумали покупать студийный микрофон? Вы уверены? Тогда идем дальше!

 

На современном рынке студийных микрофонов представлено много различных производителей. В топе находятся такие легендарные фирмы, как Neumann, Rode или Schoeps; такой микрофон в вокальной комнате — предмет зависти коллег и восхищения музыкантов, однако цена вопроса тоже будет соответствующей. Проверенная временем относительно недорогая "классика" — это продукция компаний Shure, AKG, Audio Technica, Sennheiser, Beyerdynamic. Менее известны среди потребителей латвийско-американские микрофоны Blue и отечественные "Октава" — однако они ни в коем случае не хуже более известных брендов, а часто даже и лучше при той же самой (или даже более низкой!) цене. Самый бюджетный сегмент занимают такие фирмы, как Behringer, Samson, Nady и другие менее известные производители. Дешевый студийный микрофон — не такой уж и нонсенс, как это может показаться с первого взгляда, иногда попадаются весьма приличные модели (например, Behringer B-1), хотя, конечно же, они уступают своим более дорогим собратьям, прежде всего это касается уровня фонового шума, долговечности и надежности.

Определившись с бюджетом и личными предпочтениями, можете приступать к выбору собственно самого микрофона. Дело это исключительно тонкое и индивидуальное, ориентироваться на отпечатанные на бумаге технические характеристики лучше не стоит. Если вас заинтересовала какая-то модель, сделайте все возможное и невозможное, чтобы познакомиться с ее звучанием лично, понять, нравится вам этот микрофон в работе или нет. Опыт знакомых музыкантов, визиты в другие студии звукозаписи, видеоролики на Youtube, демонстрационные записи с сайтов производителей — годится все; единственное, чего категорически делать не стоит — это покупать микрофон "вслепую", не познакомившись предварительно с его звуком. Ориентируйтесь на субъективные ощущения, на "драйв", на "кайф" — главное, чтобы звук микрофона нравился вам и клиентам вашей студии. Цена, бренд, технические характеристики — все это вторично. Единственный критерий правильности сделанного выбора — это когда музыкант говорит "Ба! Да в этот микрофон я звучу лучше, чем в любой другой!".

 

Последний штрих. Рано или поздно любой звукорежиссер приходит к пониманию того факта, что идеального микрофона на свете попросту не существует. Именно поэтому владельцы студий не бегают по магазинам в поисках "одного микрофона, чтобы правил всеми", а долго и скрупулезно формируют студийный микрофонный парк, в котором будут представлены разные модели — и студийные, и концертные, и всякие прочие. Чем разнообразнее микрофонный парк студии, тем больше у звукорежиссера возможностей добиться оптимального звучания при реализации того или иного музыкального проекта, тем более востребованной становится студия. Вкратце этот принцип можно сформулировать так: приобрести два разных микрофона по $500 в 99% случаев лучше, чем один за $1000. Если вы заинтересовались такой темой, как студийные микрофоны, если вы чувствуете потребность в приобретении подобного оборудования, если вы нашли себе спонсора с толстым кошельком или получили небольшое наследство от дядюшки в Швейцарии, лучше сразу начинать мыслить категориями микрофонного парка. Не мучайте себя вопросами типа "Shure или AKG?". Всегда есть музыканты, которые лучше звучат в Shure, но точно так же есть музыканты, которым больше подходят микрофоны компании AKG. Именно поэтому в студии (в идеале, само собой) следует иметь и то, и другое.